Йонас аф Йокник: «От теннисного стола до международной
компании»
Йонас, расскажите, как все начиналось?
1967-ой
был особенным годом: группа «Веatles» была приглашена на прием к королеве, а
Элвис Пресли женился. Много интересных вещей происходило в политике, экономике,
общественной жизни. Мы с Робертом горели желанием создать не просто свою
компанию, но что-то абсолютно новое, — и придумали новую концепцию в области
ухода за кожей, основанную на использовании натуральных ингредиентов. Ведь это -
отражение Швеции, которая славится своей природой. Также мы решили попробовать
незнакомый для Швеции вид бизнеса - метод прямых продаж. Его идея в том, чтобы
дать людям возможность работать вместе с нами.
Мы сняли офис в центре Стокгольма. Две комнаты и три сотрудника:
Роберт, секретарь и я - вот так стартовала наша компания! Мы начали искать
людей, которые хотели бы стать Консультантами Орифлэйм. Первая партия продукции
пришла в Мальмо, небольшой городок на юге Швеции. О складе мы тогда даже не
думали, поэтому сняли гараж, внутри которого стоял теннисный стол. На нем и были
упакованы первые заказы для Консультантов! Сейчас трудно поверить, что
международная компания Орифлэйм, которая работает в 58 странах мира, начиналась
с этого теннисного стола!
Первые Консультанты Орифлэйм умели продавать косметику?
Систему прямых продаж можно сравнить со снежным комом: вы
рекрутируете людей, которые хотят работать в компании, они приглашают своих
друзей, а те - своих знакомых... Уже на начальном этапе мы привлекли
специалистов, которые обучали Консультантов искусству продаж. Это очень помогло
в развитии бизнеса. За 40 лет мы смогли добиться невероятного роста. Мы
никогда и не мечтали о том, что компания будет представлена в 58 странах мира,
число консультантов достигнет почти 2 млн., и каждый год будет выходить более 80
млн. каталогов Орифлэйм! Мы с Робертом гордимся, что помогли тысячам людей
улучшить жизнь и обеспечить финансовую независимость, дали возможность расти и
развиваться.
То есть, успешные Консультанты стали залогом успеха компании?
Да, этот принцип действует и сегодня! Каждый день люди, которые
до этого только пользовались косметикой Орифлэйм, задают себе вопрос: «Почему бы
мне не попробовать стать Консультантом по красоте?». Решившись, эти люди
начинают предлагать продукцию своим знакомым, и со временем растет их
уверенность в себе, своих силах! Они учатся эффективно общаться с людьми и в
итоге решают сделать карьеру вместе с нашей компанией. Сейчас, спустя сорок лет
с момента создания компании, в Швеции есть много людей, начавших работать в
Орифлэйм в 1967-1968 годах. И они остаются активными Консультантами!
Расскажите, пожалуйста, о ваших самых ярких воспоминаниях за
первые годы работы Орифлэйм?
Мы проводили много конференций. Первая из них прошла в Лондоне в
1972 году. Хотя мы были еще небольшой компанией, в столице Англии собрались наши
Консультанты из Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Уже тогда каждое
мероприятие Орифлэйм мы старались сделать незабываемым! В самом центре сцены
стоял огромный белый цветок. Сразу же после торжественного открытия конференции
лепестки цветка стали раскрываться, и взглядам публики предстал... Роберт - в
белоснежном костюме и широкополой шляпе! Он рассказал о неограниченных
возможностях Орифлэйм, и это зарядило всех присутствующих энергией!
А как выглядели первые продукты от Орифлэйм?
Наша первая косметическая линия выглядела довольно примитивно —
не было ни средств, ни времени на разработку элегантной упаковки. В то время мы
говорили нашим клиентам, что продаем не красивую упаковку, а замечательную
косметику. Однако параллельно с этим мы работали над улучшением упаковки для
нашей продукции и в начале 80-х годов представили новую серию Swedish Care, в
которой нам удалось соединить уникальный по своим качествам продукт и
дизайнерскую упаковку. Все баночки с кремом были сделаны в виде яйца, только
разного размера и розового цвета. На них был нанесен логотип Орифлэйм, и на
многие годы этот образ закрепился в памяти потребителей как символ натуральной
шведской косметики!
Роберт аф Йокник: «Всегда на шаг впереди»
Роберт, как появилась идея назвать компанию «Орифлэйм»?
Мы
вспомнили о стихотворении одного шведского поэта. Согласно ему, флаг
французского короля времен 16-го века носил гордое название Орифлэйм. Перед
каждым сражением рыцари шли в монастырь за знаменем, которое оберегало их во
время битвы. У нас были планы завоевать мир с помощью красоты — и нам это
удалось! Орифлэйм стала лидером среди компаний прямых продаж благодаря тому,
что мы никогда не останавливались на достигнутом. Наш принцип - всегда быть на
шаг впереди!
Почему вы выбрали метод прямых продаж?
До того как мы основали Орифлэйм, у меня был небольшой опыт
реализации бытовой техники методом прямых продаж. Я знал, что в Америке прямые
продажи товаров «быстрого потребления», например, косметики, приобретают
популярность. В то время этот метод был очень актуален для Швеции: косметика
продавалась только в небольших магазинчиках, и люди не очень охотно туда шли.
Нам было очень интересно попробовать новый способ продаж. Мы начали со
средств для ухода за кожей. Как правило, нашу косметику женщины предлагали своим
знакомым у себя или у них дома. Уход за кожей - лучшая тема для мастер-класса по
красоте! Поэтому мы решили начать с кремов и лосьонов.
В 1969 году Орифлэйм выходит за пределы Скандинавии и начинает
работать в Испании, Гватемале и Англии. Что повлияло на это решение и как
удалось его осуществить?
Рынок Скандинавии довольно небольшой — около 22 миллионов
человек. Когда мы поняли, что бизнес Орифлэйм успешен, появилось решение выйти
на рынок других стран. К слову, мы всегда видели Орифлэйм международной
компанией и работали над этим!
Как вы выходили на рынки?
Как и большинство компаний — шаг за шагом, страна за страной.
Невозможно начать работать на всех рынках одновременно. Мы искали наилучшие
возможности для развития компании, лучших людей, которые могут помочь в этом.
Ведь любой бизнес и любая компания начинается с людей.
В 1989 году была разрушена Берлинская стена. Что это означало для
Орифлэйм?
Для нашей компании это стало переломным моментом. Огромное
спасибо моему брату Йонасу за то, что в тот момент он сказал: «Мы должны очень
быстро выйти на эти рынки»! И мы стали первыми, кто представил рыночную
экономику в этих странах. Поистине, это был судьбоносный момент и в истории
Орифлэйм тоже.
Роберт, расскажите, пожалуйста, об Орифлэйм в странах СНГ.
Сегодня страны бывшего Советского Союза, во главе с Россией, -
это крупнейшие рынки Орифлэйм. За Россией идут Украина, Казахстан и Польша...
Сегодня наибольшие продажи Орифлэйм — в тех странах, которые стали открытыми
после падения Берлинской стены.
В чем, на ваш взгляд, ключи к успеху Орифлэйм в России?
Нам повезло найти таких людей, как Тамилла Полежаева, которые
помогли нам выстроить структуру Консультантов компании; мы оставались очень
гибкими, быстро и эффективно реагируя на изменения рынка; мы смогли пережить
кризис 1998 года, когда многие компании были вынуждены уйти с рынка. Нам удалось
сделать все правильно!
А какие планы на будущее? Видите ли вы потенциал для дальнейшего
развития в России?
Мы постоянно увеличиваем количество Консультантов, и здесь у нас
огромный потенциал. Однако с каждым годом в регионе появляется все больше
конкурентов, поэтому мы постоянно улучшаем уровень нашего сервиса, чтобы
оставаться на первом месте. Я уверен, что впереди у наших рынков в странах СНГ
большой рост!
Орифлэйм производит отличную косметическую продукцию. Как Вы
оцениваете позиции этого бренда?
Орифлэйм — один из лидеров в нашей индустрии. Косметика Орифлэйм
- сочетание натуральных ингредиентов, современных технологий, качества и
разумных цен. Сравнивая Орифлэйм с другими брендами, я однозначно говорю: мы -
лучшие!
Вы думали когда-нибудь, что каталоги Орифлэйм буду выходить не
только на шведском, но и на русском, польском и многих других языках мира?
Я помню первый каталог Орифлэйм: он состоял всего из одной
страницы. На фотографии не было средств, поэтому мы сделали трафарет с
изображением крема «Королевский бархат». Текст в каталоге был на шведском языке,
а крем мы предлагали г.о скидкой... Потрясающе, как мы выросли за эти 40 лет! Мы
непрерывно работали над улучшением качества наших продуктов, каталогов и
сервиса.
Из материалов "МИР ОРИФЛЭЙМ" - Коллекционное издание
1967-2007 
|